Инициативно организованное пространство способствует выстраиванию демократического уклада жизни гимназии. Умение ребят готовить и осуществлять проекты, работать в команде, проявлять инициативу, отвечать за принятые решения помогает им в реализации своего права на участие в управлении гимназией.
Ученическое самоуправление гимназии в инициативном воспитательном пространстве способствует, развитию способностей к самоопределению и самовыражению, формированию позитивных ценностей, поведенческих навыков и установок на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.
Система проектной деятельности позволила создать инициативные, мобильные, легко адаптирующиеся к новым современным условиям объединения учащихся, что позволило удовлетворить интерес гимназистов к общественной деятельности.
Воспитание социальной инициативности предполагает превращение общественной деятельности учащихся, которую они организуют совместно с взрослыми, в их самодеятельность. Социальная инициативность рассматривается как предпосылка развития человека и как результат воспитания.
Смыслом общественного движения, направленного не на развитие общественных объединений, а на развитие социальной инициативности, является помощь ребенку в строительстве собственной личности посредством созидательной деятельности.
Руководители объединений в этом случае ориентируются на интересы, потребности детей, их способности. Педагоги, классные руководители, руководители творческих объединений гимназии создают условия для самовыражения учащихся, их партнёрского взаимодействия с другими, проигрывания различных вариантов жизненных ситуаций. Также совместно с учащимися диагностируют, анализируют, поддерживают деятельность органов ученического самоуправления на различных ступенях ученического коллектива (класс, параллель, творческое объединение и т.д.).
Формирование демократического уклада гимназии, развитие общественного движения учащихся позволяет отвечать запросам страны в воспитании нравственного человека, патриота и гражданина.
Детские общественные объединения гимназии создавались в разное время благодаря разработке и реализации социальных проектов. Сегодня программы каждого объединения выстраиваются в логике «потребность – цель – деятельность – результат», что позволяет поддерживать социальную инициативу учащихся. Объединения являются школами гражданского общества, на практике обучая активному участию, коллективному соучастию, развитию самодеятельности. Работа в команде над собственным инициативным проектом, в планировании и реализации которого принимает участие каждый, является действенным средством социального воспитания, лишенным искусственности и вымученности, принужденности и безответственности.
Участвуя в работе своих объединений, ребята продолжают разрабатывать и реализовывать социальные проекты, что позволяет взаимодействовать и творчески сотрудничать всем участникам образовательного процесса и гражданского общества в целом. А также, заниматься планированием и проведением школьных, городских мероприятий. Для того чтобы эта деятельность была плодотворной, лидерам необходимо развивать нестандартное мышление, умение увидеть проблему и найти оригинальный подход к ее решению, так как иногда от оригинальности идей зависит успех их реализации. А это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, готовность к риску и ответственность за принятое решение.
В последние годы классные руководители гимназии наблюдают всплеск проявления инициативы и интереса к общественной работе учащихся. Ребята, испытав успех в ходе реализации собственных социокультурных проектов, увидели, что в объединениях гимназии можно не только приятно (неформально) общаться, а в короткий промежуток времени с наименьшими ресурсными затратами наиболее качественно решать конкретные, прежде всего, личностные проблемы. Интерес представляют не общественные объединения, а результат их деятельности, нацеленный на удовлетворение личностной потребности.